|
Путешествие из Киева в Санкт-Петербург
«Северная Пальмира», «Город трех революций», город-музей, город-легенда. Ему слагают песни, его любят поэты, каждый второй в этом городе – поэт или художник. Интуристы непременно едут в Санкт-Петербург, желая как можно больше узнать о России, загадочной русской душе и великой русской культуре. Совершить свадебное путешествие в Санкт-Петербург – значит окунуться в атмосферу, наполненную дыханием истории, увидеть своими глазами город суровый и прекрасный, такой знакомый и таинственный. Чудеса Питера для тех, кто приезжает из Украины поездом, начинаются прямо на вокзале. Как только тесные вагонные купе выпустят вас на питерский перрон, на минуточку задержитесь и посмотрите вокруг. Вы на самом красивом железнодорожном вокзале города – Витебском. Его построили на рубеже XIX–XX веков в новомодном тогда стиле модерн. Металлические конструкции и новые технологии – так век 19-й вступал в новый индустриальный век. Маршрут № 1. «Нет ничего лучше Невского проспекта», – Н. В. Гоголь Чтобы почувствовать, что вы в Санкт-Петербурге, поезжайте на Невский проспект. Невским «прошпектом» улица стала называться только в 40-х годах ХVIII века. Начиналась она с просеки, прорубленной в болотистом, с тучами комаров, лесу. Просеку прорубили строители Адмиралтейства к Новгородскому тракту для того, чтобы по ней доставлять строительные материалы из глубины России. Невский, главная магистраль, прорезающая пространство города более чем на четыре километра, поражал и захватывал Гоголя. Здесь всегда было средоточие питерских событий: в XIX веке тут кипела литературная жизнь, располагались издательства, жили известные писатели. Живя на Невском, Радищев написал «Путешествие из Петербурга в Москву» (за что был сослан). В доме № 51 Иван Александрович Гончаров работал над романом «Обломов», в доме № 63 жил Александр Куприн. Заведение Вольфа и Беранже на углу Невского и набережной Мойки – вам покажет каждый. В этой кондитерской была назначена встреча Пушкина с его секундантом. Отсюда поэт отправился на дуэль. Казанский собор – грандиозное произведение архитектора Воронихина – мощной колоннадой из монолитного камня обрамляет Казанскую площадь на Невском. Воронихин, проектируя Казанский, думал об архитектуре собора святого Петра в Риме – самом большом соборе мира. Цикл рельефов входных дверей с западной стороны повторяет композицию дверей баптистерия во Флоренции. Микеланджело флорентийские двери с восхищением назвал «Вратами рая». Если между Казанским и Екатерининским сквером, наиболее оживленным местом Невского, свернуть по каналу Грибоедова, можно найти пешеходный висячий мостик. Четыре грифона с золотыми крыльями, одна из эмблем Санкт-Петербурга, поддерживают на цепях изящный мост. Цепи, на которых держится мост, закреплены внутри полых грифонов с помощью консолей. В Санкт-Петербурге больше мостиков и мостов, чем в Венеции, а подобного мостика нет нигде в мире. Дальше по Невскому – Аничков дворец, один из старейших дворцов проспекта, и Аничков мост – красивейший мост Санкт-Петербурга. В четырех концах моста скульптор Клод поставил бронзовых коней и укрощающих их юношей. Четыре коня, вставшие на дыбы, в одном порыве вздымают вихрем пространство над мостом, прерывая до этого ровную и строгую перспективу Невского проспекта. Клодтовские скульптурные группы над рекой Фонтанкой – метафора сил природы, укрощенных человеком. Петербург и петербуржцы прошлых веков переживали страшные пожары и наводнения. Солнечный день в этом северном городе – праздник. Но жители города все триста лет живут и творят вопреки всему – и во времена, когда Питер поднимался из болот, и в блокадные дни, в полушаге от смерти слушая Шостаковича и спасая памятники. Маршрут № 2. Александро-Невская Лавра. Некрополь Заканчивается Невский на площади Восстания. Здесь некогда проходил Новгородский тракт. С одной стороны к нему пролагали путь по Большой прошпектной дороге, теперь Невском, а с другой – от мужского монастыря Александро-Невской лавры, одного из старейших архитектурных комплексов Санкт-Петербурга. Лавра была основана Петром I на том месте, где, по преданию, произошла одна из битв Александра Невского со шведскими рыцарями во время Ледового побоища. К Александро-Невской лавре от площади Восстания ведет Староневский проспект. В лавре хранятся святыни. В 1724 году при участии Петра в Троицкий собор монастыря из Владимира были перенесены мощи Александра Невского. В здешнем некрополе похоронены М.В. Ломоносов, Д.Т. Фонвизин, А.В. Суворов, Н.М. Карамзин, М.И. Глинка, А. Воронихин, П.И. Чайковский, Ф.М. Достоевский, В.А. Жуковский, оставившие в истории России заметный след. На надгробиях – произведениях искусства, созданных известными скульпторами, – выгравированы истины, высказанные этими великими людьми. Маршрут № 3. Дворцовая площадь Чтобы посетить Эрмитаж – один из лучших музеев мира – и своими глазами увидеть отреставрированную «Данаю» Рембрандта, «Возвращение блудного сына», мадонн Леонардо да Винчи, экспрессивную живопись Ван Гога, нужно прийти на Дворцовую площадь. Эрмитаж (в переводе с французского «приют уединения») строился при Екатерине, ею была собрана значительная часть коллекции. Коллекция Эрмитажа также размещается в роскошных залах Зимнего дворца – резиденции русских монархов. Интерьеры Зимнего поражают вычурностью и богатством, демонстрируя могущество Российской империи. Парадная Дворцовая площадь расстилается, подобно водной глади Невы. С одной стороны она ограничена барочным фасадом Зимнего дворца архитектора Растрелли, с другой – стянута упругой дугой здания Главного штаба, построенного зодчим Росси в классическом стиле. В центре – Александрийская колонна, или «Александрийский столп», как называют ее с пушкинских времен. Пока стоит Александрийский столп, а на его вершине ангел вздымает свой крест, будет стоять город на Неве – верят петербуржцы. Это самая высокая в мире колонна из монолита. Посвящена она Александру I и победе в войне 1812 года. В течение двух лет сотни рабочих вырубали из берегового кряжа гигантский гранитный монолит. Казалось невозможным поднять и поставить чудовищный столб, весом более 600 тонн, высотой около 50 метров. 20 марта 1828 года десять тысяч горожан и сам император в течение часа и 45 минут напряженно следили за тем, как несколько тысяч рабочих, руководимых талантливым инженером Монферраном, подняли и установили колонну. В белые ночи, в июне, когда в Питере по ночам светло и ясно, тишину Дворцовой площади и набережной гулким эхом нарушают шаги прогуливающихся пар – Александрийская колонна слышит громкий шепот влюбленных. А в день свадьбы к колонне обязательно приезжают молодожены. Существует обычай: три раза жениху с невестой нужно обойти вокруг главного столба города – это должно принести счастье. Маршрут № 4. Адмиралтейство. Медный всадник. Исаакий С Дворцовой площади открывается вид на Адмиралтейство, Александровский сад, начало Невского проспекта, вдали виднеется купол Исаакиевского собора. «Золотая игла» Адмиралтейства, или шпиль, высотой 72,5 м с символом парусным корабликом-флюгером еще одна важная вертикаль города. Ее видно с многих точек города – она его украшение. Адмиралтейство до начала XIX века имело назначение верфи и крепости, перед ним был большой плац для конных парадов. Архитектор Захаров построил триумфальное здание, знаменующее выход России к морю, а плац распался на проспект и Александровский сад. Санкт-Петербург строился по точному плану. От Адмиралтейства лучом разбегаются магистральные пути города. Чередование вертикалей куполов и горизонталей набережных создает классически выверенные ритмы. Анфилады площадей образуют комплекс величественных открытых городских пространств. Прохладой Невы и памятью о декабристах дышит соседняя с Адмиралтейской Сенатская площадь. С необработанной гранитной скалы-пьедестала в одном порыве взлетает Медный всадник. Конная статуя Петра I – шедевр француза Фальконе. Долго и упорно скульптор француз работал по заказу Екатерины над монументом, но так и не увидел открытия памятника, уехав на родину. «Кумир на бронзовом коне» окружен мистическим ореолом еще со времен Павла, убитого заговорщиками. С тех пор как молодой император, проходя мимо памятника, услышал тихие слова: "Бедный, бедный Павел..." За Сенатской раскинулась Исаакиевская площадь с памятником Николаю I и Синим мостом – самым широким мостом города. Здание Исаакиевского собора было как будто заколдованным: с 1760-х годов до 1858 года его все никак не могли закончить – вначале Ринальди, а потом Бренна. Достроил собор архитектор Монферран, воздвигший Александрийскую колонну. Архитектор отдал сооружению собора сорок лет жизни и закончил его перед самой смертью. Исаакий – самый огромный собор города, его золоченый купол виден в ясную погоду на расстоянии 30 км. Маршрут № 5. Сенная Посидев на Исаакиевской, сверните на улочки, ведущие к Сенной площади. Здесь, в районе Сенной, места литературных героев Достоевского – Раскольникова, Сонечки Мармеладовой, Свидригайлова. Совсем недалеко от Исаакия, на углу улицы Гражданской и Столярного переулка, дом № 19. В маленькой мрачной комнатушке этого дома Родион Раскольников задумывал свое преступление. От своего дома Раскольников отсчитывал шаги до дома старухи-процентщицы к Харламову мосту на набережную канала Грибоедова. Улицы, переулки, мосты, дома, питерские дворы-колодцы – все они, как четки, пересчитаны Достоевским в его романах. Здания вдоль набережных похожи на декорации, здесь легко заблудиться. Хорошо неспешно побродить по этим местам, чтобы почувствовать, как реальное смешивается с нереальным, иррациональное становится рациональным. В вас самих начинают жить литературные герои. Маршрут № 6. Спас-на-крови. Площадь искусств. Летний сад. Марсово поле От Сенной площади по улице Садовой можно вернуться на Невский и зайти в храм, в народе названный Спас-на-крови. Первоначально храм был назван храмом Воскресения Христова. Построен он на месте, где произошло убийство Александра II. Обогнув гостиницу «Европейская», попадете на Площадь искусств. Михайловский дворец – главное здание Государственного русского музея. Перед музеем – памятник Пушкину. Летний сад – первый сад отдыха в Санкт-Петербурге, некогда бывший царским садом, а позже открытый для всех горожан. Летний сад – это оазис между Невой, Мойкой, Лебяжьей канавкой и Фонтанкой. Речка Фонтанка питала фонтаны сада, отсюда такое название. От гремящих трамваев и пыли города Летний сад отделен кованой решеткой с 36-ю гранитными столбами, увенчанными вазами, – еще одним украшением Питера. В тени аллей, среди мраморных нимф, приятно остаться вдвоем. За летним садом лежит Марсово поле. Поле в историческом центре Петербурга, изначально топкое болото, при Петре называлось Потешным, при Екатерине – Царицыным лугом. Марсовым его назвали в честь бога войны Марса. «Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей», – писал Пушкин, имея ввиду военные парады на Марсовом поле. Здесь установлен памятник А.В. Суворову в образе бога Марса. На Марсовом поле у памятника революционерам был впервые зажжен Вечный огонь. Сюда он был доставлен из топки мартена Кировского завода в 1957 году, а отсюда в Москву к Кремлевской стене. Маршрут № 7. Петропавловская крепость «Здесь будет град” – сказал Петр и первым делом стал строить крепость. Новая крепость была именована Санкт-Питер-бурх. Отсюда Петр руководил строительством, здесь до сих пор есть домик Петра. Все первые десять лет город строился как крепость, морской торговый порт, стоянка Балтийского флота. Позднее, с постройкой собора Петра и Павла, крепость переименовали в Петропавловскую, а предыдущее ее имя перешло городу. На территории крепости находится политическая тюрьма – „Русская Бастилия”. Свидетельница истории Питера Петропавловка каждый день участвует в жизни города, пушечным залпом возвещая о том, что наступил полдень. Острова Санкт-Петербурга – Крестовский, Елагин, Заячий, Васильевский – это его поэзия и лирика. На Заячьем острове построена Петропавловская крепость, Елагин остров – это дворцово-парковый ансамбль архитектора Росси, где, гуляя тропинками между дворцов и беседок, можно не заметить, как прошел день. Но Васильевский остров – особенный. Кстати, там же забежали в магазинчик и купили ребенку lego powerminers Маршрут № 8. Васильевский остров. Набережная Васильевский остров – самый романтический район Питера. Питерцы сами не могут объяснить свое трепетное отношение к Васильевскому острову, но Васильевский – это, действительно, особый микроклимат, ностальгическая мечта о вдохновенном уединении. «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я вернусь умирать», – написал когда-то Иосиф Бродский. Васька, как нежно называют остров горожане, будто бы центральная часть города, но создается иллюзия, что от шума мегаполиса остров отрезан Невой. Именно здесь, на Васильевском, пожелал жить Меньшиков – правая рука Петра. На величественной гранитной набережной стоит его особняк. Петра I посетила идея перенести административный центр города на Васильевский остров. В связи с этим здесь начали строить здание Двенадцати коллегий. Здание Кунсткамеры задумывалось не только для размещения анатомической коллекции, но и как первая общественная библиотека. Со стрелки Васильевского острова, которая находится у подножия Дворцового моста, можно любоваться видом на Петропавловскую крепость и Летний сад. Из окон жилых домов на набережной видны праздничные здания Эрмитажа и белые катера, стоящие на пристани. Приятно посидеть в Румянцевском садике, посмотреть на стройные громады дворцов по другую сторону Невы, потом можно пройтись мимо Академии художеств. Здесь студентами ходили Брюллов, Шишкин, Репин – цвет русской живописи. Можно зайти внутрь храма искусств и посмотреть выставку нынешних воспитанников Академии или комнаты, в которых жил последние годы Тарас Шевченко. Около Академии – пристань со знаменитыми сфинксами. Два сфинкса-стража охраняют лестницу, спускающуюся к невозмутимой и одновременно грозной владычице города – Неве. Сфинксам более двух тысяч лет, их лица – портретное изображение египетского фараона. Это еще один из многочисленных знаков города. Дальше по набережной, у моста Лейтенанта Шмидта, почти сто лет тому назад дала революционный залп «Аврора». «Аврора» теперь мирно стоит на Петровской набережной, а на Университетской Васильевского острова в теплую погоду сидят рыбаки с удочками. Маршрут № 9 Окрестности – Петергоф, Царское село Петергоф и Царское село в городе Пушкине – летние резиденции русских императоров. Петергоф – "Петров двор", или Петродворец, был заложен Петром. Глазом архитектора Петр оценил холмистый ландшафт и приказал построить парковый ансамбль с аллеями и "потешными" фонтанами. Петр даже собственноручно делал чертежи проекта. Над дворцово-парковым ансамблем Петергофа, строившимся по принципу Версальского, с XVIII по начало XIX века трудились лучшие русские и иностранные архитекторы. В середине XVIII века Растрелли – мастер русского барокко – построил при Екатерине Большой дворец, вместо старого камерного. Петергоф – это два парка: Верхний и Нижний, соединенные большим каскадом фонтанов. Аллеи Нижнего парка звенят хрустальными струями фонтанов, которые огибают маленькие дворцы – Монплезир и Мерли. Все это великолепие плавно переходит в голубую гладь Финского залива. Вычурная фантастичность фонтанов – фонтана-пирамиды, фонтана-раковины, Римского – превосходит Версальские. Мраморная скульптура для парков была привезена прямо из Венеции. С потешными фонтанами нужно быть осторожными: вокруг уютных лавочек есть замаскированные фонтанчики, которые неожиданно могут окатить вас струями воды. В Большом Царскосельском дворце в Пушкине можно увидеть одну из национальных святынь России – воссозданную Янтарную комнату. Сделана она была прусскими мастерами в XVIII веке, но во время Великой Отечественной войны утрачена. В 1716 году комната понравилась Петру, и скупой прусский король Фридрих Вильгельм I сделал с дипломатическим расчетом русскому царю дорогой подарок. Янтарный кабинет не был завершен, и в Пруссии, и в России при Петре хранился от глаз человеческих в ящиках. Елизавета приказала привезти янтарную комнату в Царское Село, чтобы установить в новом дворце, который строил Растрелли. Над композицией комнаты работал Растрелли, а после него другие русские мастера. Так появилась янтарная комната в Большом дворце Царского села – гордость русских царей. Текст: Людмила Дикун
|
|
|