|
«Неравный брак» Автор - Василий Пукирев (1818 - 1890) Ох, как часто мы не задумываемся об истинной сути вещей! А ведь за примелькавшейся, всеми известной оболочкой часто скрывается целый космос событий и явлений. Не зная этой сути мы сильно обедняем свою жизнь. Лишаем свой разум и душу ценнейшей пищи. Но сегодня мы чуть-чуть исправим эту ситуацию. И расскажем вам удивительную историю всем известной картины «Неравный брак». Ведь вы наверняка думаете, что на полотне изображена простая, обычная для тех времен (19 век, Россия) история? Это только сейчас привлекательность жениха измеряется толщиной его кошелька. А тогда романические барышни в основном верили в любовь, а не в деньги. А их родители плевали на романтику. И частенько устраивали мезальянсы ради денег. При этом юная уже, как правило, влюбленная в некоего небогатого красавца девица не могла ослушаться родителей. Правда еще можно было убежать или утопиться, но сейчас не об этом. Итак, насильная выдача замуж за старого, но богатого была весьма распространенной. Везде и всегда. Картину Василия Пукирева «Неравный брак» можно назвать ярчайшим воплощением всех этих трагедий. И личной трагедией художника. Немного о художнике Василий Пукирев родился в семье тульских крестьян в 30-х годах 19 века. Некоторое время учился у бездарного иконописца в Могилеве. Но попав в Москву и отучившись в училище живописи, ваяния и зодчества, Пукирев стал весьма успешным художником. Продавал свои картины (портреты и иконы). Преподавал в родном училище. В 1863 году на академической выставке в Санкт-Петербурге Пукирев представил картину «Неравный брак». За что получил не только шумное признание и восхищение публики, но и звание профессора. И все. Все последующие творения художника были настолько слабы, что даже не позволяли ему сносно существовать. В 1890 году Пукирев умер в нищете и одиночестве. Немного о картине После выставки имя Пукирева узнает вся Россия. Картина вызвала бурную полемику в прессе. Еще бы! В живописи впервые появляется крупное произведение (в прямом смысле тоже - фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из жизни. Картина была обречена на успех, потому что сюжет был слишком хорошо знаком зрителям. А еще зритель поразился высочайшему мастерству - выразительность и ясность психологических характеристик, классическая композиция, великолепный рисунок, виртуозное исполнение деталей. Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура молодого человека справа). Для русского искусства того времени это было очень неожиданно. И именно поэтому картина приобрела очень личное звучание: молодой человек образует композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого жениха. Публика воспринимает "Неравный брак" не только как отличную работу, но и как трагическую историю любви самого художника. А на самом-то деле… Начало истории В 1860 году в Москве венчались Андрей Александрович Карзинкин и Софья Николаевна Рыбникова. Ничего особенного не было в том, что родители невесты предпочли влюбленному в их дочь молодому Сергею Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире Карзинкина. Жених, кстати, был совсем не стар, всего на 13 лет старше невесты. Влюбленный в невесту молодой Варенцов вынужден был стать на свадьбе своей любимой… шафером. Потому что сестра жениха была замужем за его старшим братом. В общем, несчастный влюбленный и удачливый жених были почти родственниками. Вы представляете себе напряженность такой ситуации, да? Это печальное событие запечатлел друг пострадавшего влюбленного – молодой художник Василий Пукирев. Но тогда он сделал только набросок. А потом… Потом любимую девушку самого художника, Прасковью, выдали замуж точно таким же образом. Рана была столь глубокой, что… Пукирев закончил набросок, да с таким чувством, что его крик души стал всемирноизвестным! При этом, преображая давний набросок в картину, художник изобразил свою невесту, а друга Варенцова так и оставил. Говорят, друг страшно возмутился этим фактом – на момент окончания картины он собирался успешно жениться. И художник перерисовал пострадавшего влюбленного, нарисовав себя. Таким образом на картине он стал шафером на свадьбе у своей любимой. А кто же в этой истории старый жених? Жених Как вы помните, набросок был сделан к свадьбе Карзинкина и Рыбниковой. Тот жених был лишь на 13 лет старше невесты. Так кто же этот старец? Старик, вероятно, единственный нереальный герой на полотне! Вернее, его образ не совсем реальный. Он собран из черт нескольких людей, ранее изображенных Пукиревым. Предполагают, что основной образ старика списан с лица… повара, служившего в доме Варенцовых. Выражение лица жениха на картине поразительно похоже на образ в этюде того же Пукирева «Голова старика». На обороте этюда значится: "Писано съ князя Цицiанова". Одежда (и, возможно, поза) позаимствованы с парадного портрета предводителя тверского дворянства Алексея Марковича Полторацкого, портрет которого (кстати, посмертный) Пукирев написал в 1861 году. Но обида художника выливается именно в этом образе. Собирательная старость жениха так подчеркивает юность невесты! И, конечно, вызывает возмущение у любого зрителя! Даже у современного. Значит, не зря Пукирев так старался. Его обиду и боль переживают и понимают сотни тысяч зрителей уже полтораста лет! Так личное горе художника будет жить вечно и всегда вызывать сочувствие даже у тех, кто ничего не знает о трагедии. P.S. Брак Карзинкина и Рыбниковой (с венчания которых был написан набросок) оказался очень счастливым. У них родилось трое детей. Что касается судьбы невесты художника, изображенной в окончательном варианте…. В 1907 году в Третьяковскую галерею попал рисунок старухи, сделанный художником Мазуринской богадельни. На нем было написано: «Древняя старуха Прасковья Варенцова сорок четыре года назад позировала Василию Пукиреву для картины «Неравный брак». Постаревшая невеста художника скончалась в приюте для бедных. Как сложилась ее семейная жизнь – неизвестно. «Сватовство майора» Павел Федотов (1815 – 1852) Еще одна свадебная история из позапрошлого века – «Сватовство майора». Это уже настоящий юмор, а по тем временам – жестокая сатира. История создания шедеврального полотна не менее интересна чем то, что на нем изображено. Впрочем, жизнь и смерть его автора, Павла Федотова, столь же печальны, как и судьба Василия Пукирева. Художник-самоучка Павла Федотова называют предшественником художников-передвижников. Хотя он был самоучкой. Родился Федотов в Москве, в семье мелкого, бедного чиновника. Дабы избежать нищеты в 11 лет поступил в московский Кадетский корпус. После его окончания служил прапорщиком в Петербурге. Впрочем, все свободное время он посвящал любимому занятию – рисованию. В 29 лет Павел Федотов вышел в отставку и без остатка посвятил себя искусству, что без специального образования, заметим, было огромным жизненным риском. Но уже через четыре года, в 1848 году, смелый самоучка представляет на академической выставке три свои первые живописные работы – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Именно за последнюю картину Федотова сразу же удостоили звания академика. Триумф "Сватовства майора" стал высшей точкой в жизни художника. После этого он прожил лишь четыре года и в 37 лет умер в психиатрической больнице от воспаления легких. Предыстория Самоучка Федотов фактически стал родоначальником нескольких уникальных явлений. Во-первых, он первым в Российской империи стал рисовать быт. Во-вторых, он сразу стал этот быт высмеивать. Но это еще не все. Именно он придумал «рацеи» - стихотворный текст, "аккомпанирующий" картине. Таким образом он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по оценкам современников и без того были весьма издевательскими (вспомните «Свежего кавалера» в грязном халате и наполеоновской позе, которым Федотов вдоволь посмеялся над тщеславием и глупостью чиновников). Но если рацеи придумывались всегда после картины, то со «Сватовством майора» вышло по-другому. За год до создания полотна Федотов написал поэму " Поправка обстоятельств, или Женитьба майора". В ней он рассказывал о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.
Честные господа, Пожалуйте сюда! Милости просим: Денег не спросим: Даром смотри, Только хорошенько очки протри. О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют. Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.
Кстати сказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а по социальному положению жениха и невесты) был очень распространен. Федотов сам знал много случаев, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскую должность, искали простого и удобного выхода - жениться на богатой купеческой дочке. Сейчас, впрочем, мало что изменилось, но вернемся к картине. Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в доме в ожидании «важного» гостя (еще бы! такая честь – зять–офицер), и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери), и мать-купчиху в модном французском платье вкупе со скромным платочком на голове, и отца-купца, который суетливо застегивает сюртук. И, конечно, жениха-майора, молодцевато подкручивающего ус, в предвкушении богатого приданного. Как вы уже поняли, в «Сватовстве майора» художник высмеивает расхожий житейский эпизод, соответственно, все образы на картине собирательные. Но! Художник –самоучка ничего не рисовал из головы. Все с натуры. Даже мелочи. С чего же он рисовал «Сватовство»? Картина Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно было происходить действо. Федотов ходил по купеческим домам, под разными предлогами заходил в гости и придирчиво осматривал жилье. Но его ничего не устраивало. А однажды, проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами,
во-первых, люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила, ваза
с буквицей лекарственной на стойке,и стены - немножко побуревшие, красно-коричневые. Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. Между прочим, эту «купеческую» люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать. А бутылку шампанского, скромно стоящую на картине на стуле слева, Федотов распил вместе с другом, как только закончил ее рисовать. Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящее лицо на картине - купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотов рисовал с реального человека. Солидного торговца художник нашел в лавке возле Апраксина рынка. При этом купец долго не соглашался позировать художнику, не понимая, чего от него хотят. Остальные типажи Федотов рисовал… с манекенов. Костюмы для них просил у знакомых. А изобразить стремительное движение невесты художник попросил… своего друга Карла Флуга, на которого и надел невестино платье. Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении. Картина вторая В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора». Это была не копия. Художник сделал другой вариант картины. Искусствоведы считают его менее ценным. Там меньше художественных деталей, больше – откровенного фарса в героях. Там уже нет «купеческой» люстры и расписного потолка. Зато там больше видно ханжество героев действа, которое так хотел высмеять художник. Текст: Вера Карайчева
|
|
|