|
Фарфор правит бал
Трапеза – это целый ритуал, изысканная процедура. И так было всегда. Но ритуал начинается с посуды – которая правит бал. Прежде
чем стать такой, как мы привыкли ее видеть, фарфоровая посуда
претерпела ряд значительных трансформаций. Специалисты различают
твердый, или настоящий фарфор, впервые полученный в Китае, мягкий
европейский фарфор, изобретенный в попытках найти формулу китайского
фарфора, и тончайший костяной фарфор, впервые созданный в Англии в
начале ХIХ века. Стоимость его привязана к цене доллара, поэтому, покупая такой фарфор, желательно узнать курс доллара Украины. Прошли столетия, прежде чем фарфоровая посуда
приобрела сегодняшнее разнообразие форм и стала составной частью быта
каждого дома. Первыми изобретателями фарфора(VI–VIII вв.), как
известно, были китайцы. Помимо таланта и упорного труда китайских
гончаров этому способствовали богатые месторождения каолина – глины, из
которой изготавливают фарфор. Европейцев же, впервые увидевших
фарфоровую утварь, невесомую, сравнимую по своему изяществу и хрупкости
с яичной скорлупой, охватило вполне естественное разузнать «китайский
секрет». Но технология производства фарфора долгое время, наряду с
секретом производства шелка, являлась одной из самых запретных и
желанных загадок Востока. Ведь дерзнувшего открыть шпионам тайну
фарфора в Китае ждала смертная казнь. Попавший в ХIII веке в
Европу китайский фарфор ювелиры наравне с другими драгоценными
предметами помещали в богатую оправу и хранили в церковных,
монастырских и дворянских сокровищницах. Еще в веке фарфоровую посуду
могли себе позволить только монархи или аристократы, и только за
большие деньги. Сервированный диковинной посудой обед был предметом
тщеславия и снобизма владельца. Первым шагом в фарфоровом деле в
Европе стала небольшая мануфактура в Италии при дворе Медичи. В XVI
веке здесь производили так называемый фарфор Медичи, который по
свойствам занимал среднее место между твердым и мягким фарфором, и имел
желтоватый оттенок, из-за чего его приходилось покрывать белой
глазурью, как майолику. В 1710 году была пущена первая европейская
мануфактура твердого фарфора в городе Мейсене. Изделия мейсенского
фарфора славились изяществом форм и росписи. Здесь были смоделированы
пластические формы, орнаментальные мотивы, которые выделили европейский
фарфор из других видов. Помимо дорогой изысканной посуды, мастера
создавали статуэтки и скульптурные группы в стиле рококо. Дальше
пошло дело во Франции и Англии. Францию прославил венсенский и сервский
фарфор, получивший свое наименование от названия городов. В XVIII веке
получил признание также английский фарфор. Английские имена собственные
Вустер, Челси, Дерби, Боу, Споуд стали нарицательными для
коллекционера-керамиста. В России во второй половине XVIII века
был создан, независимо от заграницы, самобытный русский фарфор. Участие
в его создании принимал Михаил Васильевич Ломоносов, чьим именем до сих
пор называется Санкт-Петербургский фарфоровый завод. Но основатель
редкого производства – Дмитрий Иванович Виноградов. Этот замечательный
и талантливый человек не только самостоятельно разработал «рецепт»
фарфоровой массы, но и составлял проекты всего производства, строил
печи, разрабатывал рецептуру красок и в целом положил всю жизнь на это
благородное дело. Кстати, только в XVIII веке тарелки стали
выпускать как часть столового сервиза – с единым декором. До этого
аристократия ела из серебряных блюд, простолюдины – из оловянных и
деревянных. Изделия различных фабрик имели свои особенности и в
пластике изделий, и в типе и технологиях декора. Стремительно менялись
стили и направления в искусстве и архитектуре. Посуда в малых формах
повторяла общие тенденции. Уникальным явлением в искусстве стал
советский агитационный фарфор 1918–1921 годов. Большие массы изделий
без росписи, залежавшихся на фарфоровом заводе во время гражданской
войны, расписывали в духе революционного времени известные
художники-авангардисты. В Америке в это же время под влиянием
конструктивистского направления в искусстве разрабатывают посуду, в
которой эстетичность тесно спаяна с функциональностью. Такая посуда
продается по разумным ценам, вместе с тем, окрашенная в яркие локальные
цвета, она поднимает настроение. Простые лаконичные формы позволяют
подбирать и соединять сервиз по своему вкусу. С тех пор традиционное
понимание сервировки стола становится менее официальным. Выросшая
между производителями фарфора конкуренция во второй половине ХХ века
заставила привлекать к разработке дизайна посуды, в частности посуды
известных марок, известных художников, скульпторов и дизайнеров. Часть
своего творческого видения и мироощущения, творческой фантазии
художники вкладывают в фарфоровые изделия. Благодаря этому при желании
на каждом столе сегодня может присутствовать фарфор, о котором не мог
бы даже мечтать киевский князь Владимир Великий. Текст: Людмила Дикун
|
|
|