|
Промежуток времени от праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) до праздника памяти апостола Филиппа 27 ноября – начала Рождественского поста, называется «осенним мясоедом». Традиционно это время считалось временем свадеб, так как, во-первых, в течение поста таинство венчания в Церкви не совершается, и молодые спешили обвенчаться до его начала, а во-вторых, основная часть осеннего мясоеда приходится на время окончания сбора урожая, когда в деревнях была возможность справить наиболее богатую свадьбу. Даже сейчас в этот осенний период регистрируется большая часть браков, несмотря на то, что в наше время, к сожалению, люди мало обращают внимание на такую важную часть в жизни Церкви, как пост. А ведь духовная жизнь молодой семьи – краеугольный камень гармонии семейных отношений. Святитель Иоанн Златоуст так наставляет супругов: «Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит любовь». А пост – это время, когда добродетели человеческие должны раскрываться в самой полной мере. Поэтому хочется сказать несколько слов о Рождественском посте, который предваряет один из величайших православных праздников – Рождество Христово, о его традициях и обычаях. К сожалению, сегодня очень мало людей, даже считающих себя верующими, понимают духовную сущность поста, и относятся к нему как к некой оздоровительной диете. На самом деле трудно отрицать благотворное влияние поста на здоровье, святой Иоанн Златоуст говорил: «Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров (святого Причастия)». Но в тоже время святые предостерегают: «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин). А в чем же тогда состоит истинный душевный пост? Истинный пост состоит в удалении от зла и в делах милосердия и сострадания. «Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость. Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерия и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена с ним другая великая добродетель – молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле,– вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их». (святой Игнатий Брянчанинов) Посты в Церкви различаются по своей степени. В отличие от Великого поста, который заканчивается Страстной седмицей, пост Рождественский считается радостным. Устав Рождественского поста намного легче Великого и Успенского постов. В субботние и воскресные дни разрешена рыба, а сухоядение (не вкушается вареная пища, а также не разрешено растительное масло и вино) положено только в понедельник, среду и пятницу, а в четверг разрешен елей (растительное масло) и немного красного вина. Однако, такой устав поста соблюдается только в монастырях. Для мирян с 27 ноября до праздника памяти святой Николая Чудотворца (19 декабря) разрешение на рыбу, вино и елей распространяется на понедельник, вторник и четверг, а сухоядение положено только в среду и пятницу в воспоминание предательства Иуды и Крестных страданий Христа. Также в дни великих праздников разрешается рыба, а если они приходятся на среду, или пятницу – вино и елей. После 19 декабря и до праздника Рождества Христова пост для мирян сравнивается с таковым для монастырей. Радостным Рождественский пост называется так еще и потому, что на него приходятся одни из наиболее любимых православными праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы, память святого Николая Чудотворца. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) особенно ждали православные девочки. К этому дню им покупали обновки, чтобы одеть на праздничную службу как можно более нарядно. Но, конечно, самым любимым праздником в время Рождественского поста, особенно у детей, является день памяти святителя Николая Мирликийского. Ночью накануне праздника детям под подушку клали подарки и говорили, что это им принес святой Николай. Связана эта традиция с тем, что во время своей земной жизни, когда святитель Николай был епископом в г. Миры Ликийские, он щедро раздавал милостыню нищим, при этом старался делать это втайне, чтобы его не видели, а перед праздником Рождества он раздавал бедным детям подарки, чтобы и для них этот праздник был радостным. В память об этом и принято одаривать детей, но при условии их хорошего поведения, т.к. «святой Николай приходит только к послушным детям». Кстати, в таком случае даже иммиграция в Чехию вам не поможет, ведь поста додерживаются даже здесь Второе прозвание святителя Николая на Руси – Никола Милостивый. Вот как объясняет это митрополит Филарет (Вознесенский): «…он был тот, кого русский народ любил называть "Никола Милостивый" за его величайшую христианскую любовь и милосер¬дие. Эту прекрасную добродетель Святитель Николай в своей жизни и в своих чудесах воплотил, кажется, так, как никто из других святых. Недаром у русского народа и поговорка была: "Трудно тебе – скажи Николе Милостивому, а он скажет Спасу Всемилостивому"». Поэтому в день памяти этого святого было принято прощать обиды, и творить дела милосердия. В эти дни устраивались благотворительные базары, организовывались сборы в пользу бедных, благочестивые люди посещали больницы, богадельни, сиротские дома и тюрьмы, одаривая и ободряя страждущих. Мы от всей души желаем всем читателям журнала не только православным и не только в дни поста телесного здравия и мира душевного, который достигается чистой совестью. Но всегда надо помнить, что «…когда нам очень тепло, и светло, и сытно, и весело, многим, многим очень и холодно, и голодно, и крайне невесело» (праведник Иоанн Кронштадский) и наследовать примеру святителя Николая. И пусть Господь поможет вам во всех ваших благих начинаниях. Текст: Александр Веберов Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Киевский Свято-Иоанновский монастырь
|
|
|