|
Август – просто замечательный месяц, один из самых долгожданных в году. Лето еще не закончилось, спадает жара, воздух и вода пропитаны солнечным светом. Доспевают яблоки, груши, виноград, сливы, появляется свежий мед, сладким вкусом которого все с удовольствием наслаждаются. И можно побаловать себя доспевшими дарами лета, лежа под солнышком. Август с давних пор считался самым лучшим месяцем для проведения свадеб, и может быть именно поэтому первый месяц семейной жизни называют «медовым». Кстати, это еще и лучший месяц для зачатия потомства, когда организм окреп за лето, запасся витаминами, даже официальная медицина не оспаривает этот факт. Да и остальные августовские праздники «сладкие». Самый большой из них – Спас. Про который все знают, что на него нужно есть яблоки с медом. По большому счету Спас - это три отдельных праздника, объединенных одной идеей. Три раза православные христиане чествуют чудесные деяния Христа, которого почитают своим Спасителем. Все три праздника имеют разные названия, как религиозные, так и народные. Чудеса, да не только Медовый (Маковый) Спас или Изнесение Честных древ Креста Господня, связан с чудом, которое явилось войску Андрея Боголюбского. Накануне битвы с волжскими татарами в 1164 году при благословлении войска иконами Спасителя, пресвятой Богородицы и Честного Креста светлые лучи от икон своим светом покрыли всю русскую армию, и воины воодушевленные таким Божьим благословением, разгромили вражескую армию. Яблочный Спас или Преображение Господне связан с преображением Христа перед апостолами, когда он явил им свою божественную сущность. Святое писание гласит, что по дороге в Галилею на третьем году своих проповедей, Христос удалился с тремя своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном для вечерней молитвы на горе. На рассвете апостолы проснулись от неземного света, исходящего от их учителя. Они увидели Христа, «сиявшего как солнце, ризы, блиставшие белизною как снег, и двух мужей, стоявших в этой славе и говоривших с Ним». На глазах апостолов Христос беседовал с пророками Моисеем и Ильей о предстоящих ему страданиях и смерти, окруженный светящимся облаком. А когда ученики подошли ближе, «вошли в самый облак, то услышали говорящий из него голос: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Лк. 9:35). Ореховый Спас или Перенесение из Едессы в Константинополь Образа Господа тоже имеет свою историю. Православные христиане еще называют его днем Спаса Нерукотворного. Князь Авгарь из Едессы (Сирия), пораженный проказой, услышал о чудесах Христовых и послал своего художника с письмом к Иисусу, в котором была просьба прибыть к нему, чтобы излечить от недуга. Если же не сможет посетить его Сын божий, то живописец Анания, должен был написать портрет Иисуса и привезти его недужному. Иисус Христос встретил Анания, и велел ему передать князю, что к нему прибудет один из учеников Христовых, а пока… Велел Христос принести ему воды, умылся ею и вытерся полотенцем, на котором отобразился светлый христовый лик. Это полотенце назвали «нерукотворным образом», и когда Анания вернулся с ним к своему князю, больной приложился к нему и сразу получил облегчение, а когда после казни Христа прибыл к Авгарю один из 70 учеников Христа и крестил его, прокаженный исцелился окончательно. А нерукотворная икона стала главной святыней Едессы, и много еще от нее видели чудес. Через много лет город захватили сарацины, и греческий царь Роман Багрянородный выкупил у них чудесный образ, чтобы перенести его в Царьград (нынешний Стамбул). И по дороге в византийский город нерукотворный образ Христа являл чудеса – «слепые прозревали, глухие слышали, хромые ходили и бесы изгонялись». И как почти все христианские праздники, Спас имеет языческие корни, до сих пор сохранившиеся в народных названиях, которые объяснить очень легко. В соответствии с названиями, к датам праздников дозревали мед, яблоки, орехи, продукты не только самого широкого потребления, но и длительного хранения. Этим сладким урожаем наши предки лакомились весь год. Именно в дни сегодняшнего Спаса древние славяне освящали медовые соты, фрукты, орехи, колосья пшеницы и благодарили своих богов за хороший урожай. Сегодня на Спас православные христиане также ходят в церковь на службу, потом освящают фрукты, мед, воду. Спас приходит не один. Вместе с ним приходит Успенский пост, который длиться две недели с 14 по 28 августа. В народе этот пост называют «лакомка». Он не такой строгий и в отличие от весенних и зимних постов он допускает даже употребление вина. А отказаться от мяса, яиц и молочных продуктов не так уже и сложно. Соблюдая пост, человек не только очищает душу и тело, но и радует свой организм вкусными и полезными фруктами и овощами. Как отмечалось выше, мы празднуем три праздника Спаса. Мед, мак и вода Первым, 14 августа, отмечают Медовый Спас или Маковый Спас. В этот день нужно есть свежий мед, который хозяева уликов собирают к празднику и угощают им всех желающих. Мед, который освятили в этот день, можно хранить весь год и есть каждый день. Этот мед обладает чудесной силой и защищает организм от болезней. Хозяйки к Спасу пекут медовые пироги, пряники с маком, гонят хмельной квас. Один из старинных рецептов - 1 кг меда разводят водой (1 –1,5 литра), доводят до кипения и варят около часа, затем добавляют 200 г пшеничного хлеба, смоченного и разведенного в дрожжах (40 г) и оставляют теплом месте. Когда процесс брожения заканчивается и мед перестает «шуметь», его процеживают и разливают по формам, добавляют изюм и ставят печь. Также первый спас называют «Маковеем». В христианстве он связан также с памятью семи мучеников Маккавеев, которые в этот день в 166 году приняли смерть за распространение христианского учения. День памяти Маккавеев слился с обрядом провождения лета. Возможно, слова «мак» и «маккавей» просто созвучные, но в кушанье на этот праздник обязательно должен был присутствовать мак. С этого дня начинался его активный сбор, а также ягод черемухи и лекарственных трав. В церковь несут святить мак в букете с разными летними цветами, а потом хранят этот «маковый букет» целый год. Наши предки были уверены, что он защищает дом от нечистой силы, в первую очередь, от ведьм. Когда приходят из церкви домой, едят мак с медом, фруктами или медовые пироги с маком. Еще одно название этого древнего праздника – Мокрый Спас или Спас на воде. Считается, что именно в этот день в 988 году и началось крещение Руси. И не где-нибудь, а в Киеве на Днепре по воле князя Владимира. Поэтому 14 августа совершается крестный ход на водоем для освещения воды, освящаются колодцы, отсюда и называют Яблочный Спас еще и Мокрым. По дославянским верованиям купание в этот день снимает все грехи, а после него летние купания в открытых водоемах прекращались, и вода уже теряла летнюю нежность и тепло. Яблоки Яблочный Спас отмечают 19 августа. В древности до этого дня нельзя было есть яблоки и другие садовые фрукты. После Спаса начинали заготовлять яблоки на зиму (сушить, мочить и консервировать). На столе в этот день яблоки были самым важным блюдом. Их ели с медом, из них пекли пироги, делали варенье. В народе Яблочный Спас еще называют Спасом на горе, так как преображение Господа перед апостолами произошло на горе Фавор. Орехи Ореховый Спас отмечают 28 августа. После него вместе с окончанием Успенского поста начинался массовый сбор орехов, из них делали ореховое масло, молочко, готовили сладости, сиропы, ели орехи с медом. Орехи освящали в церкви и пекли хлеб из первых плодов пшеницы и поэтому этот Спас еще называют Хлебным Спасом. Можно ходить в церковь на спас, можно не ходить, можно верить в чудеса Христа, можно сомневаться, но вдыхая аромат свежего меда или надкусывая ароматное яблоко, точно стоит поблагодарить этот мир и эту землю за их щедрость и сказать лету спасибо за чудесные подарки. А потом подкрепить свою благодарность чудесными делами, например, осенью посадить дерево. Текст: Алла Денисенко
|
|
|