|
Иконы все чаще появляются в наших квартирах и домах, занимая в них достойное место. А между тем, в старину икона появлялась в православном доме первой. Ее вносил хозяин, и только после этого через порог переступала хозяйка с кошкой. Эта икона (чаще всего семейная, которой родители благословляли молодых) как бы освящает и благословляет жизнь в новом доме. В силу исторических обстоятельств, эта традиция была, если не утеряна, то забыта. Как и традиции обустройства домашнего иконостаса. Вот и выставляют в книжных полках, на стенах, не задумываясь о том, что икона – это не только произведение искусства, а предмет культовый, имеющий особое предназначение. С создания домашнего иконостаса, или Красного угла, начиналось обустройство любого дома, и только после этого благочестивые хозяева задумывались о благоустройстве жилища и расстановки в нем мебели. Однако, четко установленных правил для оформления домашнего иконостаса нет. Устройство его может отличаться как в отдельных Поместных Церквях, так и в одной Поместной Церкви в разных ее областях. В Православной Церкви принято устраивать домашний иконостас духовно, подобно храмовому иконостасу, чтобы он максимально отвечал домашнему молитвенному кругу. Тем не менее, следует помнить, что дом – это прежде всего семейный очаг, в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Поэтому не следует смешивать смысловые понятия храмового и домашнего иконостасов. Согласно Домостроя: «В доме своем всякому христианину во всякой храмине (комнате) святые и честные образы, написанные на иконах, по существу ставить на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильниками, в них же свечи пред святыми образами возжигаются на всяком славословии Божьем: и по пении погашаются и завесою закрываются не всякой ради нечистоты и от пыли, благочиния ради и бережения... и храм тот всегда чистым держать, паче иных храмин». Таким образом, иконы желательно иметь в каждой комнате. В комнате же, где семья собирается на молитвенное правило, устраивается т.н. Красный угол. При традиционном устройстве Красного угла иконы размещались в киоте (кивоте, или божнице) – специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иногда образа в божнице украшались божником (или иконником) – длинным и узким полотенцем, украшенным вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать сами лики. Кроме икон, в божнице хранились святая вода, лампадное масло, ладан, свечи т. д. Иногда туда клали книги, необходимые при молитве. Там же лежало крылышко для обметания икон. Красный угол устраивают, как правило, в восточной части комнаты, реже в любой другой, но желательно в сторону ближайшего храма. В центре обычно помещают икону Спасителя, пару икон (Спаса и Богородицы) или тройник (иконы Спаса, Богородицы и особо чтимого святого). Желательно, чтобы основные иконы были примерно одинакового размера и были написаны в одном стиле, а иконы Богородицы и святого были не больше иконы Спасителя. С краев центральной части или под ней размещаются иконы особо чтимых в семье святых или иконы святых, имена которых носят члены семьи. При этом иконы святых жен ставятся в левой части, за иконой Богородицы или под ней, а иконы святых мужей – с правой. Венчать иконостас может распятие или икона Троицы. В то же время, считается нежелательным располагать иконы святых над иконами Спасителя и Богородицы. Состав домашнего иконостаса должен служить отражением келейного правила, Домострой учит: «…а образы святые ставятся вначале свято почитаемы, именами прежде нареченными; в молитвах и во бдении, и в поклонах, и во всяком славословии Божьем, всегда почитать их; со слезами и рыданием, и с сокрушенным сердцем исповедаемся о своих согрешениях, и прося отпущения грехов». Иконы могут быть написаны в различных стилях, – по древним (византийским, греческим, древнерусским) канонам либо по западным образцам эпохи Возрождения (академический стиль), которые более близки к светскому искусству. Есть немало возражений против икон академического стиля, но выбор образов для Красного угла – дело вкуса верующего. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду или свечу (желательно освященную в Церкви) в знак того, что образ Господа должен находиться в сиянии вещественного света, напоминая нам о Его Божественном свете на небесах. Принято зажигать лампадку или свечу во время чтения утреннего и вечернего правил, келейной молитвы и накануне праздников. По воскресеньям и великим праздникам лампадку оставляют гореть в течение всего дня. Существует также благочестивый обычай оставлять в Красном углу зажженной (теплить) негасимую лампадку. Но даже такая лампадка гасится на время Страстной седмицы (неделя перед Пасхой) до чтения 12 Евангелий в Великую пятницу. Сейчас снова можно увидеть святые иконы в домах и офисах. Но надо помнить, что по определению святых отцев VII Вселенского Собора: «Созерцающие иконы побуждаются приносить фимиам в их честь и освящать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения Честного и Животворящего Креста, святых Ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому внушению, делалось это обыкновенно и в древности. Потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются Ипостаси изображенного на ней». Люди часто спрашивают: грех ли пользоваться гороскопами совместимости и прочей астрологией? Отвечаем: нет, грехом это не считается и использовать его можно. Таким образом, наличие святых образов в помещении накладывает на верующих определенные обязанности. К иконам надо относиться бережно и благоговейно. Совершенно недопустимо для православного христианина размещать иконы рядом с телевизором, нежелательно наличие около иконостаса светских книг, картин, плакатов, календарей светского содержания (особенно содержащих элементы мистики, карикатуры, эротику и т.д.), статуэтки, маски и т. п. Следует также воздержаться от курения в помещении, где находится иконостас и не организовывать там шумных застолий. Текст: Александр Веберов
|
|
|