|
Вечные символы праздника Весенний праздник Пасхи многие ученые склонны считать историческим продолжением языческих весенних праздников. Доказательств такому утверждению вполне достаточно. Одно из них – существование прототипов известной нам паски (или кулича) и яиц как символов прихода весны в дохристианской культуре. Для древних египтян, персов, галлов, греков, римлян и т. д. яйцо было воплощением вселенной, произведением высшей Божественности. Египтяне, например, считали яйцо священным символом возобновления человеческого рода после потопа, евреи – символом исхода из земли Египетской. То есть яйцо всегда олицетворяло возрождение жизни на основании того, что из казалось бы мертвого яйца появляется живое существо. Древнеславянские племена отождествляли приход весны с зарождением новой жизни. И существует распространенная версия, что известные нам предметы пасхальной символики обозначали в языческом культе мужские детородные органы. Нам не обязательно соглашаться с древними славянами, но оспаривать появление весной новых ростков невозможно. Сегодня же Пасху воспринимают просто как еще один выходной, в который можно отправиться с друзьями на дачу или устроить себе отдых в Витязево Происхождение названия Что же тогда обозначает слово «Пасха»? Это слово как название праздника существует во многих европейских языках и странах, официальной религией которых является христианство. По-испански, по-итальянски, по-шведски, по-датски, по-французски, не говоря уже о славянской языковой группе, слово «Пасха» звучит приблизительно одинаково. Его этимология вызывает споры до сих пор. Некоторые ученые полагают, что в европейские языки «Пасха» пришла из древнегреческого и происходит от глагола «пасхо» (страдать). Но большинство филологов склонны искать корни происхождения этого слова в древнееврейском языке, так как оно упоминается еще в Ветхом Завете. По их мнению, наша «Пасха» есть адаптированное слово «Пэсах», название одного из главных иудейских праздников. Духовное единство Пэсах отмечается весной в честь исхода еврейских племен из египетского рабства. Дословно слово «пэсах» обозначает «проходя мимо». Согласно легенде, когда еврейский Бог наслал на египтян свои кары, вынуждая их отпустить своих многочисленных рабов в землю обетованную, одной из них, и последней, была смерть египетских первенцев. По велению своего Бога евреи пометили двери своих жилищ кровью жертвенного ягненка, и в ночь кары беда обошла их дома, или «прошла мимо». После этого фараон отпустил евреев из своего царства. Еще одно значение праздника Пэсах, тесно связанное с исходом, - ожидание Мессии, который, согласно иудейской религии, еще не пришел в этот мир. Как видно, значение двух, на первый взгляд совершенно разных, праздников очень близко. Для христиан Пасха тоже означает приобретение свободы, но от смерти, и вечную жизнь после нее, а Иисуса Христа его последователи считают своим Мессией. И был день Распятье и воскресение Христа календарно совпадали с празднованием Пэсаха. Это одна из причин, по которой дата Пасхи является нефиксированной. В христианской культуре поминание усопшего происходит в годовщину его смерти. У смерти Христа тоже есть определенная дата – 14 Ниссана. Чтобы идеологически «развести» эти два значительные события, I Вселенский собор (325 г.) постановил всем христианам праздновать Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Определение этого срока самым непосредственным образом связано с языческим культом прихода весны. Языческое наследие Еще задолго до появления христианства в древней шумерской цивилизации праздновался день, посвященный воскресению Таммуза (Фаммуза), бога солнца и плодородия. Согласно древнему мифу, в результате трагической гибели бог оказался в преисподней. А природа без него умирала и начиналась зима. Его возлюбленная Истар (Иштар, Астарта, Остара) отправилась за ним и через 40 дней поисков в аду нашла бога солнца и вызволила его. Возвращение бога в мир верующие встречали восклицаниями: «Таммузи воскрес! К любви вернулся Таммузи!». Этот обычай описывается и в Библии. Поэтому, когда за 12 лет до I Вселенского собора римский император Константин провозгласил христианство государственной религией, значительная часть граждан его империи придерживалась языческих верований. Для сплочения государства был найден компромисс - праздник в честь воскресения Христа отмечать в день, который был привычен для язычников. А они, как было сказано выше, начало весны, начало года и воскресение своего бога праздновали в марте. Это связано с тем, что после весеннего равноденствия начинала прибывать вода в реке Тигр, а через две недели - в реке Евфрат, и начинались все земледельческие работы. В Вавилоне март назывался месяцем Таммуза или месяцем странствий Истар. Вот почему в англиканской культуре христианский праздник Пасхи называется именем языческой богини Истар – Easter. Эта тенденция прослеживается и в немецком языке, где праздник воскресения Христа называется Ostern в честь той же богини плодородия Остары. Символами Пасхи в этих странах остались языческие символы плодородия – яйца и кролик, отличающиеся от православных символов Пасхи. Религиозный праздник Пасхи, таким образом, показывает историческую преемственность культур различных цивилизаций, населявших Землю. Пасхальные кролики все чаще продаются в наших кондитерских накануне Пасхи, усиливая «вливание» католической культуры в православную. Это уже реалии наших дней, демонстрирующие постепенную эволюцию, казалось бы, канонического праздника. Текст: Тамара Ошер
|
|
|